Транспорт Болгарии
Болгария может похвастаться хорошо развитой транспортной системой. Через расположенную в центре Балкан страну проходят пути, связывающие Европу с Малой Азией. Этим обусловлен тот факт, что транспорт играет важную роль в экономике Болгарии.
Железные дороги
Железнодорожный транспорт развит в Болгарии очень хорошо – это самый дешевый и наиболее эффективный вид транспортного сообщения в стране. Идея строительства железной дороги возникла в 1861 г. Фирма, принадлежавшая англичанам, братьям Беркли, в 1863 г. получила концессию от османского правительства на строительство ветки Русе – Варна. 7 ноября 1866 г. линия длиной 223 км начала функционировать.
В период с 1870 по 1870 гг. австрийская компания, владельцем которой являлся барон Морис фон Гирш, строит новый участок железной дороги от города Любомец до Белово с ветками, до Симеоновград – Нова Загора – Ямбол В 1874 железная дорога перешла в эксплуатацию компании Гирша, а в 1898 компания стала собственностью Болгарской державы. В 1888 начала работу линия Сараньово – София – Цариброд, в том же году в Софии был возведен железнодорожный вокзал. С 1913 г. функционирует линия Мездра – Видин.
Сегодня общая протяженность железных дорог Болгарии составляет 6938 км, по протяженности путей страна занимает 36 место в мире. Железнодорожная сеть достаточно густо покрывает всю территорию страны и связывает ее со всеми соседями, с которыми имеется сухопутная граница: с Грецией, Турцией, Румынией, Македонией и Сербией. Крупнейшим вокзалом страны является столичный.
Автотранспорт
Сегодня в Болгарии автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным по объемам и грузовых, и пассажирских перевозок. Между многими городами налажено автобусное сообщение. Автобусы есть муниципальные и частные, в первых проезд обойдется дешевле, но и будет чуть менее комфортным. Впрочем, практический весь подвижной состав здесь достаточно новый, междугородние автобусы снабжены кондиционерами, а зачастую – и автобусы, курсирующие по городским маршрутам. Стоимость проезда в автобусе зависит от длительности поездки и обойдется от 5 до 20 левов (от 2,9 до 11,50 USD).
Вариант перемещения между городами страны на автобусе – достаточно удобный и выгодный. Однако туристы, желающие большей свободы передвижения, могут арендовать автомобиль.
Воздушный
В стране зарегистрировано 8 авиакомпаний, которые владеют 44 воздушными судами. Болгарские авиакомпании преимущественно пассажирскими перевозками, количество грузовых перевозок значительно ниже. Крупнейшая в стране авиакомпания – Болгария-Эйр, она занимается и пассажирскими перевозками, и грузовыми.
В летнее время значительно возрастает количество авиаперелетов, причем не только международных рейсов, но и внутренних, поскольку многие туристы, добравшись до Софии, летят оттуда в Варну или Бургас, откуда уже добираются до места отдыха.
Основных аэропортов в Болгарии 8. Самые крупные – это аэропорты:
- Софии (обслуживает около 7 млн. пассажиров в год);
- Варны (чуть менее 2 миллионов пассажиров);
- Бургаса (более 3 млн.);
- Пловдива (135 тыс.).
Водный
По территории Болгарии протекает Дунай, являющийся важной транспортной артерией и играющий большую роль в международном товарообмене. В туристических целях речной транспорт страны пока что практически не используется, хотя и имеет большой потенциал. Развит в стране и морской транспорт. Два крупнейших порта – Варна и Бургас. Торговый флот Болгарии состоит из 22 судов тоннажем более тысячи реестровых тонн, кроме того, еще 14 судов являются собственностью других государств, но ходят под болгарским флагом.
Городской транспорт
Основной вид городского транспорта – это автобусы и маршрутки. Кроме того, в Софии функционирует метрополитен, состоящий из двух работающих веток и третьей, которая совсем скоро должна быть введена в эксплуатацию. Кроме того, в столице есть и трамвайная сеть. На самом деле даже можно сказать, что их две, поскольку одна сеть протяженностью 268 км является узкоколейной, а вторая, протяженностью 40 км, имеет обычную ширину колеи (1435 мм). Всего функционирует 15 маршрутов, из них 13 узкоколейных. Первый электрический трамвай в Софии начал работать в 1901 г.
В нескольких городах Болгарии. В свое время троллейбусная линия, введенная в эксплуатацию в 1941 г., стала первой не только в Болгарии, а и во всех балканских странах. Линия была спроектирована специалистами из Германии, оттуда же были поставлены первые машины. Сегодня значительную часть парка троллейбусов составляют достаточно старые машины, выпущенные в СССР. В Софии работает 9 троллейбусных маршрутов, в Варне – 4, в Бургасе – 2. Также есть троллейбусные маршруты в городах:
- Враца;
- Русе;
- Сливен;
- Хасково;
- •Пазарджик.
В таких городах, как Велико-Тырново, Габрово, Добрич, Казанлык, Пловдив ранее троллейбусы функционировали, но позднее от их использования отказались.
Обратите внимание: за детей нужно оплачивать полную стоимость проезда! Дети младше 7 лет ездят в городском транспорте бесплатно только в том случае, если они являются гражданами Болгарии.
Отдельно следует сказать о болгарском такси. Во всех городах эти машины обязательно покрашены в желтый цвет и снабжены шашечками. Согласно правилам, на боковом стекле автомобиля должен висеть прейскурант. В разных городах стоимость километра поездки стоит по-разному, кроме того, отличается цена километра в дневное и в ночное время. Также есть фиксированная стоимость подачи машины и посадки пассажиров.