Транспорт в Индии

Система передвижения в Индии налажена очень хорошо. Для поездок по стране можно воспользоваться самыми различными видами транспорта: от знакомых нам автобусов, поездов и самолетов до экзотических рикш и тук-туков. Давайте рассмотрим все виды транспорта в Индии.
Общественный транспорт
В Индии этот вид пассажирских перевозок особенно популярен. И жители любого города, и его гости могут воспользоваться такими видами муниципального транспорта:
- Автобусы – это основные перевозчики в городах. Часть из них хорошо укомплектована и снабжена кондиционерами (это касается больших городов и курортных центров). Частный транспорт и та техника, которая занимается пригородными перевозками, довольно старая и ветхая. Пользоваться таким дешевым видом общественного транспорта в Индии нужно очень осторожно, поскольку линии переполнены, дороги в плохом состоянии, а в автобусах орудуют карманные воры. По тем же причинам туристам не рекомендуют ездить в ночное время.
- Такси – они бывают государственные (черно-желтые и черно-зеленые) и частные (белые). Цена поездки должна оговариваться с водителем еще до посадки в машину. Такси можно взять на стоянках или заказать, например, из отеля. В аэропортах и вокзалах неподалеку от выхода имеются кассы государственного перевозчика Prepaid Taxi (по предварительной оплате).
- Рикши – это маневренный и колоритный национальный транспорт Индии. Они бывают нескольких видов. Велорикши – это двухместный двухколесный экипаж, который прикреплен к велосипеду. Чаще всего его используют для обзорных экскурсий в пешеходной зоне города. Моторикша – трехколесный мотороллер. Этот транспорт в Индии напоминает распространенный в азиатских странах тук-тук. Существуют грузовые модификации моторикши «Темпо». Беговые рикши (человек тянет за собой двух- или трехместную повозку) сегодня сохранились только в Калькутте.
- Метро – современный вид транспорта, который имеется только в четырех крупных индийских городах Индии: Калькутте, Мумбаи, Ченнаи и Дели. В столице станции метрополитена оборудованы надежной противопожарной защитой и кондиционерами.




Авиация
Современная Индия переживает настоящий бум в авиационных перевозках. Пассажиров обслуживают около 30 различных внутренних авиакомпаний, среди них:
- Spice Jet;
- Jet Airways;
- Go Air;
- Kingfisher Airlines;
- Indigo и др.
Международными перевозками занимается известная государственная авиакомпания Air India. Одним из самых загруженных в мире считают воздушный коридор Дели – Мумбаи. Более половины воздушных перевозок в Южной Азии осуществляют индийские аэропорты в Мумбаи (Чатрапати Шиваджи) и в Дели (им. Индиры Ганди).
В связи со значительным подъемом индийской экономики сегодня цены на авиабилеты сопоставимы со стоимостью проезда в поездах дорогих классов, зато имеет место значительная экономия времени в пути. Однако очень часто авиарейсы отменяются или задерживаются без предупреждения. При этом права пассажиров вообще не соблюдаются, и ожидать компенсации за несостоявшийся перелет не приходится.

Железная дорога
Поезда в Индии обеспечивают большую часть грузо- и пассажирооборота страны. Длина железнодорожных путей составляет примерно 64 тыс. км. По этому показателю Индия занимает четвертое место в мире. Горные дороги построены еще англичанами. Они имеют разную ширину колеи, а вагоны далеко не новы, поэтому требуются частые пересадки. Вся сеть железных дорог Индии находится в управлении государственной компании Indian Railways. В стране курсируют такие виды поездов:
- Скоростные – к ним относятся «Шатабди», перевозящие пассажиров в кондиционированных вагонах повышенной комфортности между крупными индийскими городами. Цены на такие поездки достаточно высокие. Еще один вид скорых поездов – «Радждхани», они соединяют столицы штатов с Дели.
- Экспрессы – это менее комфортные, не кондиционированные вагоны, в которых надо иметь свое постельное белье. Билеты в них на 30% дешевле, чем в скоростных.
- Пригородные – эти составы имеют весьма условный сервис (деревянные сидения, билеты без мест, отсутствие туалетной комнаты).
На железнодорожных вокзалах больших городов открыты отдельные кассы для туристов. В них без очереди можно приобрести билет по специальной туристической квоте. Тем же, кто планирует много перемещаться по стране на поездах, выгоднее приобрести проездной билет Indiarail Pass. Если вы купили билет на длинную поездку (500 км и дальше), то в любом месте по пути следования можно сделать остановку не более чем на 2 дня.
Путешественникам, которые решают передвигаться по Индии на поезде, следует быть настороже: в вагонах, как, впрочем, и в других видах транспорта, процветают кражи и торговля наркотиками.

Водный транспорт
Это направление в Индии развито довольно слабо. В период туристического сезона по морю на круизных лайнерах можно добраться в города Ченнаи, Калькутта, Порт-Блэр. Есть морское сообщение между Лакшадвипскими островами и Кочином.
Регулярные морские рейсы выполняют суда вдоль побережья Кералы, а настоящий колесный пароход курсирует между курортами Ковалам и Аллапуджа. Из Мумбаи до Гоа можно отправиться по морю на современном кондиционированном катамаране. Между портами Индии курсируют паромы, цены на которые контролируются государством.

Прокат авто
По всей территории страны действуют международные и местные компании по прокату автомашин. Их офисы располагаются в отелях, аэропортах, вокзалах, крупных деловых центрах. Чтобы арендовать автомобиль, нужны водительские права международного образца и полис страхования гражданской ответственности. Из-за плохого состояния индийских дорог, отсутствия нужной инфраструктуры, несоблюдения правил дорожного движения местными водителями стоимость проката авто в Индии достаточно высока.
