Умственная отсталость – как вовремя определить отклонения у ребенка и что делать дальше?

Умственная отсталость – как вовремя определить отклонения у ребенка и что делать дальше?

Одной из причин плохой обучаемости детей и низкой успеваемости в школе является умственная отсталость. Нарушение может иметь различные степени выраженности. Некоторые из них возможно выявить только в ходе специальных тестов и обследования ребенка.

Виды умственной отсталости

Термином «умственная отсталость» у детей принято обозначать группу наследственных, врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений общего психического развития. Данное состояние характеризуется нарушением способностей, которые проявляются в период созревания личности. При этом страдают общий интеллект, речевые, моторные и социальные способности.

В качестве дифференцирующего фактора при построении классификации умственной отсталости применяется степень выраженности, глубины интеллектуального дефекта. В зависимости от этого выделяют следующие степени слабоумия:

  • легкую степень;
  • умеренную;
  • тяжелую;
  • глубокую.

При постановке диагноза и разработке индивидуального плана лечения медики руководствуются данной классификацией. Однако при проведении научных исследований использовать данную градацию не всегда правильно, поэтому нередко учитывают непосредственно причину, приведшую к развитию умственной отсталости.

Причины умственной отсталости у детей

После того как выявлено отклонение, врачи назначают комплексное обследование пациента с целью установления причины умственной отсталости. Выявить провоцирующий фактор удается не всегда, кроме того, в отдельных случаях выявляется одновременное наличие нескольких причин. В зависимости от их типа и происхождения выделяют две большие группы факторов, которые способны спровоцировать умственную отсталость у ребенка:

  • внешние, экзогенные;
  • внутренние, эндогенные.
признаки слабоумия

Эндогенные причины умственной отсталости

Среди основных эндогенных факторов, обуславливающих отставание в умственном развитии, выделяют следующие причины:

  1. Наследственность. Врожденное слабоумие в 75% случаев является результатом генетических аномалий. Так, наследственный фактор может проявляться в несовместимости резус-фактора у матери и будущего ребенка, хромосомных заболеваниях (синдром Дауна).
  2. Нарушение белкового обмена – фенилкетонурия сопровождается нарушением умственной деятельности.
  3. Воспалительные процессы в головном мозге и его оболочкахменингит, менингоэнцефалит, возникшие у малыша, вызывают умственную отсталость.
  4. Родовые травмы – сдавления черепа, гипоксия могут вызвать нарушения в развитии головного мозга, что выражается в умственной отсталости.

Экзогенные причины умственной отсталости

Умственная отсталость длительное время изучалась учеными как заболевание. В результате был выделен ряд экзогенных факторов, способных спровоцировать приобретенное слабоумие. Среди основных:

  1. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, вирусный гепатит, корь).
  2. Интоксикации материнского организма во время беременности – любые состояния материнского организма, возникающие под действием ядовитых веществ: длительный прием лекарственных средств, алкоголя.
  3. Дистрофии беременной женщины – нарушения обмена веществ в тканях, вызывающие сбои в их работе.
  4. Заражение плода паразитами из материнского организма (токсоплазмоз).
  5. Сифилис у матери способен спровоцировать инфицирование спирохетой, которая повреждает головной мозг плода.
  6. Травмы плода при родах – наложение щипцов, сдавливание головки плода при затяжных родах.
  7. Длительная асфиксия плода во время родов.
  8. Факторы внешней среды – термин цифровое слабоумие звучит все чаще. Современные дети не стремятся к обучению, познанию и приобретению новых навыков.

Слабоумие – симптомы

Выраженность симптоматики напрямую зависит от степени умственной отсталости. Первые признаки проявляются в форме соматовегетативной реакции в возрасте 0–3 года. Ребенок отличается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы. Это сопровождается нарушением сна, аппетита, расстройством органов ЖКТ. Этому сопутствуют рвота, колебания температуры, снижение аппетита, метеоризм, повышенная потливость.

По мере взросления ребенка симптомы приобретают выраженный характер. Так, слабоумие у детей в возрасте 4–10 лет сопровождается психомоторными нарушениями. Они выражаются в гипердинамических расстройствах различного происхождения: возбудимость психомоторного типа, заикание, тики. Все это обусловлено более выраженной дифференцировкой корковых отделов двигательного анализатора.

Первые признаки слабоумия

На практике не всегда может быть обнаружена задержка умственного развития у детей: симптомы нарушения на ранних стадиях носят неявный характер. Одним из первых признаков может выступать эмоциональная неустойчивость ребенка:

  • частая смена настроения;
  • недостаточный самоконтроль;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • нарушения поведения;
  • суетливость;
  • стеснительность;
  • неуверенность.

Кроме того, наблюдается нарушение свойств внимания. Оно неустойчивое, концентрация недостаточна, ребенок постоянно отвлекается даже при выполнении простого задания. У детей дошкольного возраста могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Нарушение восприятия – детям сложно сформировать целостный образ.
  2. Проблемы с речью – наблюдается задержка умственного развития в речи, она может быть как системной, так и частичной.

Легкая умственная отсталость

Умственная отсталость легкой степени обозначается врачами как дебильность. Для этой формы нарушения характерна хорошая механическая память. Дети могут приобрести определенный объем знаний и элементарные навыки письма, чтения, счета. В некоторых случаях богатый речевой запас маскирует недостаточность мыслительной деятельности.

Такие дети не проявляют инициативы, самостоятельности. Определенные трудности вызывает переход к мыслительным задачам. Умственная отсталость этой формы проявляется недостаточной способностью к самообладанию, импульсивностью и подавлению влечений. Дети проявляют тягу к подражательству, внушаемости. Они хорошо приспосабливаются к жизни, поэтому неплохо проходят социализацию.

степени умственной отсталости

Умеренная умственная отсталость

Умственная отсталость в умеренной степени называется термином имбецильность. Дети с данным нарушением способны к накоплению некоторого запаса знаний, обладают хорошей механической памятью. Словарный запас невелик, само понимание и использование речи имеет ограничение. Такие дети эгоцентричны, требуют повышенного внимания к себе. Они постоянно нуждаются в положительной оценке своих действий: проявляют радость, когда их хвалят, и обижаются на порицание.

Такие дети не привыкают к трудностям. Когда требуется напряжение, любимыми их ответами являются: «не могу», «не хочу», «не знаю». Подобные признаки слабоумия упускаются родителями. Постоянная работа с такими детьми позволяет приобрести ряд основных навыков и умений, однако объем усвоенного материала небольшой. Дети нуждаются в постоянной опеке, а обучение проводится в специализированных учебных заведениях.

Тяжелая умственная отсталость

Тяжелая и глубокая умственная отсталость характеризуется полным отсутствием реакции на происходящее вокруг или неадекватным реагированием на раздражители. Членораздельная, внятная речь отсутствует. Пациенты с данной степенью умственной отсталости воспринимают речевую интонацию, однако не понимают смысла сказанного. Оставшись наедине с собой, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном движении: ползают, хватают все окружающие предметы. Нередко проявляют агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Диагностика умственной отсталости

При диагностике степени умственной отсталости врачи не ограничиваются только фактом установления общего психического недоразвития. Целью становится постановка полного, исчерпывающего диагноза, который отражает:

  • выраженность нарушения интеллекта и оценку степени нарушения;
  • клиническую характеристику степени дефекта;
  • этиологию;
  • возможность и степень адаптации к внешней среде;
  • социально-психологические факторы, участвующие в формировании клиники заболевания.

В ходе выявления заболевания врачами всегда проводится дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР (задержки психического развития). С этой целью проводятся следующие обследования:

  • изучение семейного анамнеза, особенностей родов, течения беременности;
  • клинические обследования больного;
  • генетические исследования;
  • пренатальные диагностические процедуры (УЗИ, амниоцентез);
  • применение психологических и педагогических методик.
врожденное слабоумие

Лечение слабоумия

План лечения разрабатывается в соответствии с типом умственной отсталости. Дети с интеллектуальными нарушениями требуют постоянного внимания и коррекции. Важное значение имеет социальная адаптация: при легкой степени умственной отсталости дети могут обучаться в обычных классах. Среди основных целей терапии при умственной отсталости можно выделить:

  1. Воздействие на этиологию нарушения, когда это возможно.
  2. Активация компенсаторных механизмов.
  3. Устранение сопутствующих психических и соматоневрологических нарушений.

Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

Интеллектуальные нарушения нередко требуют особенного воспитания детей. При этом можно выделить три основных этапа, для каждого из которых существуют свои задачи:

  1. 4–8 лет – формирование санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики. Адекватное поведение в столовой, общественных местах, развитие речи, познавательной деятельности.
  2. 8–16 лет – закрепление навыков самообслуживания, работа обучению хозяйственно-бытовому труду.
  3. 16–18 лет – социальная адаптация. Основная цель – трудоустройство, дальнейшее приспособление к жизни.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями

Обучение детей с умственной отсталостью предполагает активное проведение психолого-педагогической коррекции. Обучение проводится в специализированных дошкольных и школьных учреждениях трех типов:

  1. Компенсирующего – предназначены для обучения детей с отклонениями.
  2. Комбинированного – имеют как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  3. Общеразвивающего – предназначены для обучения детей без отклонений, там воспитывают и обучают малышей с легкой степенью умственной отсталости.
 
Статьи по теме:
Монгольское пятно – причины и особенности большой родинки
Монгольское пятно – образование на коже, представляющее собой скопления меланоцитов. По сути, это родинка, однако необычного цвета и формы. Ребенок рождается с такой отметиной в области крестца и ягодиц.
Дефектолог – кто это и как может помочь специалист ребенку?
Вопрос о том, дефектолог – кто это, задают родители, дети которых имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Специалист занимается устранением видимых недостатков и помогает малышам адаптироваться в обществе.
Олигофрен – кто это, как развивается ребенок при разных стадиях олигофрении?
Олигофрен – кто это, какие отклонения имеет человек с таким диагнозом, знают немногие. Патология связана с отставанием в умственном развитии. В зависимости от стадии олигофрении симптомы могут быть выражены слабо, поэтому нарушение требует обследования.
Гипоспадия – виды патологии и современные методы ее устранения
Гипоспадия – аномалия развития наружных половых органов у мальчиков. Имеет часто врожденный характер. Важно вовремя диагностировать тип нарушения и провести операцию, чтобы избавить ребенка от проблем с зачатием во взрослом возрасте.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Получай еженедельную рассылку
лучших материалов WomanAdvice