Возрастная психология - понятие возраста и возрастные кризисы в психологии
Люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие, так как на каждого влияет собственная совокупность факторов. Изучением одного из важнейших занимается возрастная психология, которая принимает во внимание разные аспекты развития.
Понятие возраста в психологии
Для более полного анализа становления личности принята градация на жизненные этапы. Рассматриваться они могут в рамках 4 подходов к оценке прожитых лет.
- Биологический – основан на формировании организма.
- Психологический – базируется на нюансах поведения.
- Социальный возраст – это в психологии степень принятия общественных ролей и функций.
- Физический –оценивает только количество прожитого времени.
С точки зрения биологии можно разделить жизненный путь на следующие этапы:
- дети – до 16 лет;
- юноши – 16-21 год;
- зрелые – до 60 лет;
- пожилые – от 60 лет.
Психология детского возраста
Модели поведения для дальнейшей жизни закладываются чуть ли не от зачатия. Из-за этого детская возрастная психология делает упор на обеспечение максимум позитивных примеров. Современные исследователи считают, что ребенок начинает познавать мир еще до своего рождения, поэтому воспитатели в детском саду занимаются завершением начального обучения, а за основы отвечают исключительно родители.
Есть мнение, что до 3 лет дети только впитывают происходящее, а при достижении переломного возраста уже проявляют попытки повлиять на окружающий мир. Это отмечается началом формирования правил поведения. Затем перемены в ранней возрастной психологии приобретают большую глубину, появляется умение осмысливать поступающие сигналы. В возрасте 5 лет дети интересуются причинами событий, в этот момент рождаются страхи.
После поступления в школу происходит еще одна глубокая перемена, связанная с обнаружением новых ориентиров. Наивное восприятие еще сохраняется, но вместе с ним начинает появляться понимание основ взаимодействия. Понемногу дети приходят к осознанию индивидуальности и стремлению ее выразить. Родителям важно поддерживать, оказывать направляющее воздействие.
Психология юношеского возраста
В этот период желание проявить себя и доказать самостоятельность достигает своего пика. Юношеский возраст возрастная психология считает сложным из-за двойственности положения: человек уже может принимать взвешенные решения, но ему все еще требуется забота родственников и их направляющее влияние. Стремление получить от жизни максимум смешивается с фаталистическими настроениями. Возрастная психология рекомендует в это время выстраивать особую линию поведения, чтобы человек не чувствовал ограничения свободы и мог воспринимать советы.
Психология зрелого возраста
На этот период приходится расцвет жизненных сил и несколько кризисов. Возрастная психология зрелый возраст считает центральным этапом, во время которого есть шанс и оказывать виляние на окружающих, и продолжать собственное развитие. Уже подготовлены силы для совершения скачка в духовной, интеллектуальной, творческой областях, и есть реальная заинтересованность в этом.
Среди положительных моментов возрастная психология называет возможность передать знания молодому поколению, подкрепляющую ощущение собственной полезности. При неблагоприятной ситуации наступает время застоя, опустошения, погружение в кризисные размышления. Зрелости свойственно чувство стабильности, которое смешивается с постоянными вопросами относительно верности сделанного выбора и реализации своего потенциала.
Психология пожилого возраста
Во время старения происходят изменения на всех уровнях. Ухудшение здоровья, выход на пенсию, сужение круга общения приводят к развитию ощущения бесполезности. Из-за снизившейся способности к адаптации большое количество свободного времени способствует апатии, уменьшается желание узнавать что-то новое. Помощь в это время могут оказать близкие, дав шанс пожилому человеку вновь почувствовать себя полезным.
После 60 лет меняется отношение к жизни, люди меньше обращают внимание на внешность, сосредотачиваясь на здоровье и внутреннем состоянии. Повышается ценность жизни, появляется спокойствие и рассудительность. Ослабление контроля проявляет черты, которые раньше скрывались, поэтому часто отмечают, что характер пожилого человека резко изменился к худшему.
Возрастная психология - кризисы
На каждом этапе развития человеку приходится преодолевать внутренние противоречия или возрастные кризисы . Через такие вехи проходят все, но некоторые испытывают серьезные трудности с успешным переходом в новую стадию взрослости. Возрастная психология занимается изучением таких кризисов, отводя на каждую ступеньку развития от одной до пяти отметок. Известнее всего кризисы 3, 7, 13, 17, 30 и 40 лет.
Кризис 3 лет у ребенка - возрастная психология
Возрастные кризисы у детей не имеют четких границ, этап «Я сам» начинается около 3 лет, но сейчас все чаще его планка сдвигается к 2 годам. В этот момент ребенок все чаще отказывается от поддержки взрослых, пробуя собственные силы. Он становится капризным и упрямым, родителям приходится договариваться с ними о вещах, которые раньше выполнялись по просьбе. Причины таких перемен заключаются в достаточном для выполнения простых функций развитии, увеличении познавательного интереса и поиске возможностей для влияния на окружение.
Ребенок видит, что во многих делах ему не требуется помощь взрослых и в своей самоуверенности пытается отказаться от нее вовсе. Отсюда и желание делать все наперекор родителям, которые стараются ограничить его самостоятельность. Часто дети стараются утвердить свою значимость, не отпуская мать из дома, требуя не трогать его игрушки. Если детей несколько, то возникает еще и ревность, потому что своей властью приходится делиться.
Возрастная психология - кризис у ребенка 7 лет
Следующая перемена характера связана с поступлением в школу, к этому периоду ребенок начинает понимать наличие социальных ролей и примерять их на себя. Кризисы детского возраста знаменуют осознание автономности. В 3 года это касалось только физического плана, а первоклассник начинает понимать, что и его внутренний мир независим от родителей. Ребенок начинает осознавать наличие ответственности, он может играть только после выполнения учебных обязанностей.
В этом возрасте меняется и тело, что открывает новые возможности. Ребенок не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен и верил в сказки. Поэтому и ранее любимые игрушки выбрасываются, чтобы не видеть напоминаний о том времени. Появляется интерес ко всему новому и непонятному, который рождает ревность к родительским уединениям и тихим разговорам из-за подозрений, что самая важная информация от него скрывается. Наступает время учиться самоконтролю, чтобы правильно выражать мысли и сдерживать слишком сильные реакции.
Возрастная психология - кризис 13 лет
Это кризис подросткового возраста, во время которого происходит выход на новый уровень мышления, основанного на логике. Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые будут сравниваться с собственными ощущениями. Появляется интерес к философским вопросам, становится более понятной абстракция, поэтому среди всех видов искусств самым интересным становится музыка. Среди негативных проявлений могут наблюдаться желание одиночества, недовольство и беспокойство.
Возрастная психология - кризис 17 лет
Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжен со множеством препятствий, одно из них – кризис юношеского возраста . На этом этапе происходит окончательное принятие своей социальной роли, сопряженное с выбором профессии. Некоторые подростковые волнения еще остаются, заметно более сильное стремление доказать самостоятельность, попробовать свои силы и найти доказательства своей состоятельности.
Возрастная психология - кризис 30 лет
Постепенно юношеская модель поведения прекращает быть убедительной, открывая новый кризис возраста . Приходит понимание наличия проторенной дороги, появляются сомнения в ее правильности, может произойти осознание упущенных возможностей. Часто в этот период происходит смена приоритетов, люди стремятся достичь стабильности. При невозможности улучшить свое положение возникают депрессивные состояния, бессонница, хроническая усталость, повышается тревожность.
Возрастная психология - кризис 40 лет
Психология кризис возрастного периода сорока лет рассматривает, как переломный момент жизни. Это время максимального развития своих качеств, человек чувствует себя полностью состоявшимся, перестает быть открытым новому. Этот кризис возникает в случае неразрешенным проблем 30 лет, заставляя снова искать смысл существования. Нередко смешиваются карьерные и семейные проблемы, объясняемые прекращением поддержки детей и старших родственников, работа больше не приносит удовлетворения.