Зажим для троса – что это такое, как работает, как подобрать и крепить?
Некоторые элементы такелажа по ГОСТу являются обязательными во время осуществления строительных работ. К их группе относится и зажим для троса. Приспособление незаменимо не только в строительстве, но и в других работах, в которых фигурируют канаты из стали. Конструкция подобного фиксатора очень проста, а потому в эксплуатации он незамысловат.
Что такое зажим для троса?
Этот крепежный элемент активно используют для соединения одно- и многожильных стальных тросов и с целью создания концевых петель. Его активно применяют в области грузоперевозок, лифтовых систем и буксировочного оборудования. Его основная задача – создание прочного натяжения канатов во время монтажа и фиксация объектов.
Зажим для каната изготавливают из качественного материала, устойчивого к трению и давлению. Чаще основой служит прочная углеродистая сталь, покрытая слоем цинка. Сейчас на рынке можно отыскать огромное количество самых разных приспособлений этого типа. Они разнятся по назначению, форме, размерам и диаметру.
Как работает зажим для троса?
Все крепежи имеют разный принцип работы в зависимости от названия и формы. Например, один из востребованных видов – клинковый, выполняет свою работу при помощи алюминиевой шайбы и втулки на основе антифракционной бронзы. Такой алюминиевый зажим для троса обладает высокой износостойкостью. Одинарные фиксаторы работают несколько иначе. В конструкции присутствует металлическая пластинка со специальной накладкой. Это приспособление полезно, когда нужно соединить разные концы каната во время сращивания.
Виды зажимов для троса
Классифицируют крепежи по диаметру, достигающему 40 мм, конструкционным особенностям и материалу. Особенно популярен нержавеющий зажим для троса из стали класса AISI 304 и AISI 316, ведь он характеризуется особой прочностью. Востребованными являются и медные крепежи, и алюминиевые, усовершенствованные оцинковкой. По особенностям конструкции фиксаторы бывают:
- обычными;
- дугообразными;
- плоскими (одинарные и двойные).
Зажим обычный для троса – вариант самый востребованный. Изготавливают его из стали оцинкованной класса II и чаще используют для не промышленных нужд, ведь для больших нагрузок он не подойдет. Зажим выглядит как закрытая петля с двумя болтами. У него есть и более усовершенствованный вариант, оснащенный усиленным механизмом затвора.
Зажим плоский изготавливают преимущественно из углеродистой стали, покрытой оцинкованным слоем. Он состоит из двух пластинок, соединенных гайкой с болтом. Его активно применяют при изготовлении петлей, для сращивания такелажей и стальных канатов. Для лучшей надежности рекомендуется использовать одновременно по несколько зажимов.
Двойные и одинарные крепежи являются разновидностью плоских конструкций. Разница между ними – лишь в количестве болтов, посредством которых осуществляется их крепеж к канату. Область эксплуатации в обоих случаях одинакова. Более интересными являются зажимы дугообразные – они выдерживают огромные нагрузки. Эти крепежи напоминают по форме цилиндр, который согнули в дугу. Они незаменимы в строительном производстве.
Отдельно можно рассмотреть анкерный зажим, используемый для крепления самонесущих кабелей, у которых он создает оптимальное напряжение. Этот натяжной зажим для троса является самым востребованным кабельным креплением, поэтому его чаще используют с целью монтажа проводов воздушных линий к столбам или сооружениям. С его помощью процесс крепления проходит без повреждения изоляции.
Одноразовый зажим для троса
Напоминает внешне короткую, приплюснутую, изготовленную из алюминия трубку. Использование его вызовет сложностей даже у новичка: трос продевают в зажим, затем создают петлю, а конец возвращают вновь через него же. После этого фиксатор прикладывают к твердой поверхности и деформируют молотком, чтобы металл максимально прижал канат.
Таким же способом осуществляют сращивание двух тросов. Из-за деформации зажима повторно использовать его уже нельзя. Этот способ фиксации считают не самым надежным, зато самым дешевым. Этот зажим для металлического троса удобен тем, что прост в эксплуатации. Усилить немного фиксацию можно, подставив зубило и проведя линейное расплескивание.
U-образный зажим для троса
Этот тип крепления подходит для создания петлей на «хвостах» тросов и их соединения. Он изготовлен в легком исполнении и, хотя в основе его состава углеродистая сталь, не подходит для грузоподъемных работ. Для усиленной фиксации устанавливают от 3-х приспособлений на одно соединение. Скобы для троса (зажимы) можно быстро снять при острой необходимости, то есть они являются многоразовыми. Ощутимый недостаток приспособлений – минимальная площадь прижима. Скоба может пережать канат, приведя к его деформации.
Плоский зажим троса
Различают несколько видов фиксаторов:
- Одинарный, который отличается от скобы более высокой надежностью и немалой площадью прилегания. Приспособление представляет собой пару пластинок, которые соединяет гайка с болтом. Она из пластин напоминает корытце с бортиком – такая форма предотвращает риск выскальзывания троса.
- Двойной (седельный). Двойной зажим для троса незаменим для сращивания канатов. Его применяют для монтажа растяжек на столбах с высоким напряжением и фиксации тяжелых объектов для подъема на определенную высоту. Обладает высокой степенью прочности. Основной недостаток – высокая стоимость.
Крестовый зажим для троса
Приспособление имеет форму цилиндра, в который вкручивается винт. По его бокам находятся две симметрично пересекающиеся прорези. Канат укладывают в них, затем винт затягивают, обеспечивая тросам соединение. Крестовый зажим для троса с установочным винтом не считают сверхнадежным. Для сращивания его не применяют из-за конструкционных особенностей.
Обжимной зажим для троса
Этот фиксатор еще называют бочкой. Это пара рельефных пластинок с канавками, предназначенными для закладывания каната. Зажим для троса бочонок подходит и для создания петель, и для сращивания. Из-за различий в составе свойства его могут разниться. Несомненный лидер по надежности – стальной зажим.
Стопорный зажим для троса
Он внешне напоминает крестовый зажим, но имеет только одну прорезь. Его основная задача – утолщение троса. Этот канатный зажим для троса применяют только для этой цели. Это многоразовая и простая в эксплуатации конструкция. Незаменим при создании стопора, но и основным недостатком зажима является узкий спектр применения.
Цанговый зажим для троса
Это специальный наконечник, который фиксируют на конце троса. Его оголовье, выполняющее функцию соединителя с тросом, по форме напоминает сплющенную петлю, но бывает разных размеров. Название цанговый регулируемый зажим для троса получил из-за конструктивной особенности – он похож на цангу, которую используют для дрели вместо патрона. Основные преимущества – многоразовость и удобство эксплуатации. При этом он является одним из самых дорогостоящих зажимов узкого спектра применения.
Планшетный зажим для троса
Это конструкция из двух пластин. Первая похожа на английскую W, вторая чем-то напоминает курительную трубку, которую распустили вертикально. Благодаря рельефной поверхности в областях прилегания этот зажим для крепления кабеля к тросу эффективно врезается в него, но не создает повреждение, как U-образные крепежи. Это многоразовый надежный фиксатор, единственный недостаток которого – дороговизна.
Страховочный зажим для троса
Это быстросъемный крепеж, часто применяемый для подвешивания объектов. Крепление имеет нестандартную конструкцию, состоящую из рычагов, упирающихся при давлении в поверхность каната и создающую тормозной эффект. Это не дает зажиму сдвигаться вниз. Этот зажим для стального троса востребован среди альпинистов. Если появляется потребность переместить крепление, его нужно подтянуть вверх, после чего с легкостью перемещать в нужную сторону.
Как подобрать зажим для троса?
Перед покупкой важно учесть несколько советов:
- Рекомендуется выбирать модели с четкой маркировкой, без трещин, бороздок и так далее.
- Подбор нужно осуществлять строго в соответствии с назначением фиксаторов. Также зажим под трос легко создать самостоятельно.
- Тип материала и его покрытия должны подходить для условий, в которых его будут эксплуатировать.
- Важно ознакомиться с инструкцией перед работой с зажимом.
Назначение каждой разновидности таково:
- Одноразовый и U-образный зажимы хороши для сращивания и создания петлей при условии минимальной нагрузки.
- Крестовый зажим. Основное предназначение – соединение пары тросов, которые пересекаются под прямым углом.
- Зажим обжимный для троса – это надежный крепеж, который применяют в составе лифтовых подъемных механизмов и для других ответственных мероприятий с высокой нагрузкой.
- Стопорный зажим – это фиксатор узкого спектра применения. Благодаря ему подвешенные на тросах объекты останавливаются во время скольжения, цепляясь за него.
- Цанговый зажим. Его применение позволяет аккуратно крепить «хвосты» тросов без создания петли. Но при его использовании нет стопроцентной гарантии качественного соединения.
- Планшетный зажим. Этот зажим активно используют для кабельного монтажа. Он является усиленным. Поэтому его можно с силою стягивать, не боясь, что пластины деформируются.
- Страховочный крепеж используют, чтобы подвешивать объекты на тросе. Незаменим в составе альпинистского снаряжения.
Инструмент для зажима троса
Для этой цели можно использовать обжимной гидравлический инструмент, который может быть как ручным, так и электрическим. Хотя соединение тросов зажимами является более популярным методом, это приспособление часто используют в бытовых условиях. В зависимости от области применения называют его либо «щипцами» или «обжимным инструментом».
Как крепить зажим для троса?
Суть сопряжения тросов очень проста. Перед тем как зажать трос зажимом, необходимо:
- Зажим установить так, чтобы перемычка расположилась со стороны троса, несущего основную нагрузку.
- На «хвосте» троса разместить U-образный зажимной болт.
- Заведя под дугу гонцы, зажать их гайками.
Установка зажимов на трос не требует определенных знаний. Важно понимать: та часть троса, что длиннее, должна загибаться, чтобы можно было наложить как минимум 3 зажима – это поможет создать крепкую петлю. Расстояние между фиксаторами и длина свободного «хвоста» троса должны составлять не менее 6-ти диаметров. Когда трос зажат, нужно проверить, насколько прочно прикреплен он к канату. Силу затяжки можно скорректировать при необходимости. Для этого нужно лишь один раз приложить нагрузку на трос, а затем снова проверить прочность крепления.