Зубчатый трамвай
- Адрес: Budapest, Magyarország
- Дата открытия: 1874 г.
Одна из вещей, которые обязательно следует сделать во время отдыха в Будапеште – сесть на зубчатый трамвай и отправиться в увлекательное, но недолгое путешествие на гору Сечени.
Немного историиЗубчатый трамвай в Будапеште появился в 1874 г. – первый пробный рейс состоялся 24 июня, а уже 25-го началось регулярное движение. Конструктором зубчатой железной дороги в Будапеште стал Никлаус Риггенбах – тот самый, который сконструировал Вицнау – Риг, первую в мире зубчатую железную дорогу. Он был приглашен Ассоциацией общественного транспорта Буды.
Дорога функционировала успешно и достаточно быстро окупилась, поэтому спустя всего несколько лет возник вопрос об увеличении длины линии. В 1890 план продления был принят, и линия «выросла» в направлении Сечени. После этого ее длина достигла 3,7 км. Глобальная реконструкция дороги была выполнена в 1973 г.
Как функционирует дорога?Вообще название «зубчатый трамвай» не вполне верное – правильнее, пожалуй, будет называть его «зубчатой железной дорогой». Особенностью трамвайных (или железнодорожных) путей является то, что рельсов здесь не 2, а 3 – посредине между обычными рельсами располагается еще один рельс, зубчатый, который препятствует скатыванию вагона вниз при движении по поверхности с большим наклоном (такие дороги вообще используются только в гористой местности, больше всего их в Швейцарии).
Сегодня зубчатый трамвай является частью транспортной системы Будапешта, маршрут имеет №60. Парк Варошмайор (Városmajor), от которого начинается маршрут трамвая, и Széchenyi-hegy (гора Сечени), куда идет зубчатый трамвай, являются известными достопримечательностями в Будапеште, и само путешествие из одного конца в другой является очень увлекательным. Поездка в одну сторону занимает примерно 25 мин. Вагоны по этому маршруту ходят не новые, однако они модернизированы, в том числе оснащены вполне современными средствами оповещения.
Маршрут зубчатого трамвая в Будапеште, как видно на карте, извилист и недолог: его длина с конца XIX ст. не изменилась и составляет всё те же 3680 м. Это всего лишь 10 остановок. Колея зубчатого трамвая шире, чем у обычных, и вагоны более широкие, благодаря чему при обычной высоте они кажутся приземистыми. Максимальная скорость, которую развивает трамвай – 30 км/час.
Как покататься по зубчатой железной дороге?Добраться до Варошмайор, чтобы сесть на зубчатый трамвай, можно так: доехать до остановки Széll Kálmán tér на трамваях №№4 или 6, либо на автобусе (сюда идет множество маршрутов, в том числе №№22, 39, 116, 129, 149 и др.), либо на метро (красная линия). На Széchenyi-hegy нужно пересесть на трамвай №59 и проехать еще 2 остановки.
Чтобы проехать в зубчатом трамвае, нужно, как и для проезда в других трамваях Будапешта, приобрести стандартный билет BKV, причем сделать это следует заранее (на остановке): в трамваях билеты не продают. Стоимость билета – 350 форинтов (около $1,25). Ходят трамваи с интервалом 20 мин., маршрут начинает функционировать в 4:57, завершает работу в 23:00.