Церковь Святого Иоанна (Рига)
- Адрес: Центральный район, Рига, LV-1050, Латвия;
- Открытие: 1234 г.;
- Телефон: +371 67 224 028.
На фоне Старой Риги лютеранская церковь св. Иоанна выделяется необычным эклектическим стилем. В ее архитектуре причудливо сочетаются монументальные элементы поздней готики, витиеватые формы барокко, чувствуются веяния Северного Возрождения и изящного маньеризма. Но причиной такого удивительного смешения стилей и эпох стала не реализация уникального архитекторского проекта, а тяжелая история храма, полная утрат, разрушений и многочисленных попыток восстановления этой древней святыни.
Пристанище ливонских монаховВ 1234 году Рижский епископ построил себе новую резиденцию возле Домского собора. Бывшее подворье он решил передать монахам-доминиканцам. Так влиятельный в то время католический Орден получил землю для строительства своего храма. Новая церковь, названная в честь Иоанна Крестителя, была достаточно скромной – небольшая часовня, однонефное здание с тесным помещением, внутри которого располагалось 6 контрфорсов и несколько боковых алтарей.
Горожане не очень жаловали хмурых молчаливых монахов в длинных черных рясах, как и весь Ливонский Орден, которому они подчинялись. Поэтому в городе часто происходили стычки. В 1297 году революционно настроенные жители Риги ворвались в церковь святого Иоанна, снесли крышу и установили на образовавшемся плацдарме площадку для катапульт, с которой атаковали Орденский замок, расположен неподалеку. Но доминиканцы не покинули свой храм, восстановили его, а через некоторое время расширили, выкупив соседний земельный участок. Тогда церковь приобретает свои готические черты в виде узких оконных проемов на фоне массивных кирпичных стен.
Однако противостояния горожан и монахов не прекращаются. В конце XV века и храм, и замок подвергается очередному нападению недовольных чрезмерными поборами рижан. И в этот раз победа за жителями Риги. Спустя несколько лет горожане окончательно изгнали их из Риги. Обошлось даже без кровопролития. Священнослужители отправились в пасхальное шествие вокруг крепостных стен города, а рижане их просто не пустили вовнутрь, когда те вернулись.
Возвращение церковного статусаВ 1582 году польский король решил укрепить позиции католической церкви. Для этого он обменял церковь святого Иоанна, передав ее лютеранской общине, на церковь Екаба, которую присоединил к католическим храмам.
Наконец в стенах измученной церкви вновь зазвучали молитвы. Прихожан становилось все больше, и стал вопрос о расширении храма. При строительстве новой алтарной части и боковой пристройки использовали модные на то время элементы маньеризма.
Еще несколько раз уже лютеранская церковь св Иоанна подвергалась разрушениям, но уже не от ярости и презрения людей, а по стечению обстоятельств. В 1677 году храм пострадал от большого городского пожара, а в 1941 году в церковь попадает военный снаряд. Каждый раз проводили реконструкцию, добавляя различные архитектурные элементы, свойственные той или иной эпохе. В результате церковь святого Иоанна в Риге обрела такой своеобразный и уникальный в своем роде облик.
Что посмотреть?Кроме потрясающей внешней архитектуры и красивого внутреннего убранства храма, туристам будет интересно увидеть необычные элементы строения. С ними связаны интересные истории и легенды, которые, кстати, объединяет число «2». Это:
- две статуи (Соломеи и Иоанна Крестителя);
- две каменные головы на фасаде церкви;
- памятный крест, посвященный двум монахам.
Статуя Иоанна Крестителя стала символом доверчивости, открытости и простодушия простых жителей-лютеран, а статуя Соломеи, держащая в руках блюдо с головой Иоанна, олицетворяет коварство и вероломство знатного католического верховенства. По иронии судьбы, зло оказалось сильнее добра, статуя Иоанна не выдержала натиска времени, и в 1926 году была заменена на копию. Соломея же уже четвертое столетие стоит на своем месте, пережив все стихийные бедствия, революции и войны.
На юго-западном фасаде церкви святого Иоанна можно увидеть каменные маски с открытыми ртами. Есть две версии предназначения этих голов. Согласно первой гипотезе, через них оповещали горожан о начале проповеди. Есть также и те, кто считают, что эти каменные рты использовали для обучения проповедников. Они должны были читать молитвы через них так громко, чтобы быть услышанными даже на улице Грециниеку.
Легенда о двух монахах посвящена человеческому тщеславию. Друзья-священнослужители захотели оставить после себя след в истории и посчитали, что если они проведут всю оставшуюся жизнь в замурованной стене храма, их причислят к лику святых. Прожили они в заточении долго, жители города носили им еду и воду. Но после смерти монахов никто их деяния не принял за великий подвиг, и лика святых они удостоены не были, так как двигала «мучениками» не святая вера, а пустое чванство.
Также в лютеранской церкви св Иоанна можно увидеть:
- расписанный алтарь XVIII века;
- кафедру 1846 года;
- необычные витражи, изготовленные Э. Тоде;
- картину кисти Я. Розенталя «Распятие на кресте»;
- флигельного петушка, расположенного в отличие от других церквей не на башне, а над центральным входом.
А еще вы сможете попасть на концерт живой органной музыки, которые проводятся в храме довольно часто. Орган здесь появился еще в 1854 году, но в конце 90-х годов прошлого века он был заменен на новый инструмент, подаренный церкви св Иоанна лютеранской общиной города Удевалле (Швеция).
Вход в храм бесплатный, можно оставить добровольные пожертвования.
Понедельник – выходной.
Со вторника по субботу церковь открыта с 10:00 до 17:00, в воскресенье – с 10:00 до 12:00.
Как добраться?Церковь святого Иоанна находится в районе Старой Риги, на улице Яна 7. Ближайшие остановки общественного транспорта:
- трамвая № 5, 7, 8 (Nacionālā opera);
- троллейбуса № 8,9 (Rātslaukums).
Дальше можно дойти только пешком, так как вся территория Старого города – пешеходная зона.