Готовность ребенка к школе – все, что важно учесть родителям дошкольника
Некоторые дети нетерпеливо ждут «первого звонка», а другие устраивают родителям скандалы, не желая становиться первоклассниками. Правильно решить такие проблемы и полноценно подготовить малыша к обучению помогают рекомендации квалифицированных психотерапевтов и педиатров.
Когда отдавать ребенка в школу?
Корректное формирование интеллектуальных, физиологических и социальных навыков, обеспечивающих детям комфортное и простое получение знаний, происходит между 6 и 7 годом жизни. Принимая решение, во сколько лет отдавать ребенка в школу, лучше не спешить и не пытаться вырастить «индиго». Исследования специалистов подтверждают, что слишком раннее посещение учебных заведений негативно отражается на психоэмоциональном здоровье малышей, оптимальный возраст для первоклассника – 7-8 лет.
Диагностика готовности ребенка к школе
Способность культурно вести себя в разном коллективе, писать или читать не являются вескими причинами начала среднего образования. Критерии готовности ребенка к школе всегда включают следующие факторы:
- интеллектуальный;
- психологический;
- физический;
- речевой;
- социальный;
- мотивационный.
Часто родители пренебрегают отсутствием одного или нескольких из перечисленных пунктов, перекладывая ответственность на педагогов («в первом классе научат и расскажут»). Важно объективно оценивать целостную готовность ребенка к школе и учесть всех приведенных критериев, провести предварительные проверочные тесты. Можно обратиться за профессиональной консультацией и помощью к детскому психотерапевту.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Для начала процесса интенсивного обучения малыш должен быть хорошо развит умственно. Это предполагает достаточную функциональную зрелость определенных структур мозга. Показатели готовности ребенка к школе обязательно включают такие умения и навыки:
- установление логической связи;
- групповое объединение предметов по сходным признакам и обнаружение отличий между ними (обобщение и анализ);
- концентрация и удержание внимания на протяжении 20 минут;
- развитая память;
- пространственно-физическая ориентация;
- математический счет;
- представление о геометрических фигурах;
- знание цветов, букв.
Будущий первоклассник обязательно должен владеть минимальной информацией о себе:
- где живет;
- имя;
- фамилия;
- члены семьи;
- профессии родственников;
- номера телефонов родителей (желательно).
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
С 1 сентября дети попадают в совершенно непривычную и новую для них среду и коллектив, поэтому должны уметь справляться с сопутствующими этому трудностями и самостоятельно решать возникающие проблемы. Личностная готовность ребенка к школе устанавливается по следующим критериям:
- умение держать в рамках свое поведение;
- эмоциональная устойчивость;
- отсутствие агрессивных или импульсивных поступков и реакций;
- организованность;
- уравновешенность.
Готовность ребенка к школе в психологическом плане дополнительно включает умение усваивать инструкции преподавателя и следовать им, даже если малыш предпочел бы заняться более интересными делами или пойти в другое место. Это помогает поддерживать дисциплину, приучает к ответственности и улучшает понимание причинно-следственных взаимодействий.
Физическая готовность ребенка к школе
Часто плохая успеваемость обусловлена проблемами со здоровьем, а не отсутствием знаний и ленью. Известно много случаев, когда малыши просто не могли научиться читать из-за дислексии, но педагоги и родители игнорировали данное заболевание. Определение готовности ребенка к школе осуществляется по набору стандартных признаков:
- зрение и слух в норме;
- развитая координация и пальцевая моторика;
- правильная пространственная ориентация;
- корректное восприятие окружающих явлений и предметов;
- интерес к физической активности, спортивным занятиям.
Речевая готовность ребенка к школе
Первый класс предполагает активное общение малыша с преподавателями, тренерами и сверстниками. Чтобы процесс обучения проходил легко и комфортно, важно заранее оценить речевые компоненты готовности ребенка к школе:
- владение обширным словарным запасом;
- правильное построение предложений;
- знание основ грамматики;
- связное изложение мыслей, фактов;
- умение говорить монологом, пересказывать.
Желательно, чтобы любые дефекты речи были исправлены с помощью логопеда и домашних занятий. Готовность ребенка к школе предусматривает нормальное произношение всех букв, их сложных сочетаний. В противном случае малыш может стесняться говорить вслух и читать, общаться. Иногда это приводит к насмешкам и травле, ухудшению самооценки и тяжелым психологическим травмам.
Социальная готовность ребенка к школе
Систематическая адаптация детей к пребыванию в обществе начинается еще в раннем возрасте, при контактах с родственниками и в детском садике. Благодаря регулярной социализации уровень готовности ребенка к школе постоянно возрастает и к 7-ми годам достигает удовлетворительных показателей:
- вежливое общение с педработниками и людьми, которые старше;
- разговоры со сверстниками;
- умение заводить дружеские и приятельские отношения;
- работа в команде;
- выбор позиции лидера или ведомого;
- поддержание беседы;
- включение в компанию;
- соблюдение очередности;
- тактичность и уважение;
- сострадание.
Мотивационная готовность ребенка к школе
Ключ к успешной учебной деятельности – желание получать новый опыт, знания и применять их. Готовность детей к обучению в школе оценивается в зависимости от описываемого фактора. Чтобы стать счастливым первоклассником, малыш должен:
- стремиться усвоить информацию;
- интересоваться окружающим миром;
- мечтать о какой-то профессии;
- задумываться о своем будущем.
Тест на готовность ребенка к школе
Накануне Дня знаний детей приглашают на предварительное собеседование. Оно необходимо, чтобы педагог познакомился с малышами, выяснил их сильные стороны и дал родителям ценные советы, помог улучшить готовность ребенка к обучению в школе. Тесты обеспечивают оценку нескольких показателей:
- психологическую и эмоциональную устойчивость;
- социальную адаптированность;
- интеллектуальное развитие;
- личностные способности и мотивация.
Базовая проверка готовности ребенка к школе может быть проведена и дома, если родителям интересно знать результаты заранее. Самый простой психологический тест:
- Нарисовать человека. Изображение должно быть объемным и детализированным, пропорциональным.
- Скопировать надпись. Даже если малыш еще не умеет хорошо писать, при нормальном развитии он способен «срисовать» буквы.
- Изобразить набор точек. Аналогично надписи, ребенок должен почти идентично повторить картинку, чтобы количество элементов точно совпадало.
Оценка социализации:
- Внимательно посмотреть, как дошкольник ведет себя на прогулке – общается ли с другими детьми, находит ли друзей.
- Узнать отношение ребенка к зрелым и пожилым людям. Уступает ли он сидячее место, соблюдает ли очередность?
- Предложить малышу командную игру. Такое развлечение покажет, насколько он умеет сотрудничать, какую позицию занимает.
Проверка интеллекта:
- Сосчитать от 0 до 10.
- Вычесть, сложить.
- Придумать короткую историю по картинке или описать происходящее на ней.
- Назвать геометрические фигуры.
- Прочитать абзац.
- Выложить квадрат, треугольник из палочек (спичек).
- Классифицировать предметы по каким-то признакам (цвет, назначение, размер).
- Подобрать качественное прилагательное к существительному.
- Назвать свое имя, адрес.
- Рассказать о родителях и семье.
О мотивации и личностных характеристиках легко узнать, если просто поговорить с ребенком. Нужно спросить:
- хочет ли он (и почему) учиться;
- кем мечтает стать в будущем;
- чем хочет заниматься в свободное время;
- какие предметы были бы ему интересы.
Проблемы готовности детей к обучению в школе
Указанные трудности возникают, если малыш категорически отказывается получать знания и не желает становиться первоклассником. Даже интеллектуальная, социальная и психоэмоциональная готовность к школьному обучению утрачивают значимость, когда у ребенка нет мотивации. В таких случаях родителям важно выяснить, по каким причинам возникает отрицательная реакция.
Почему ребенок не хочет идти в школу?
Рассматриваемая проблема преимущественно кроется в страхе и волнении малыша перед поступлением в учебное заведение. Часто ребенок не хочет идти в школу из-за мимолетных негативных высказываний родственников. Некоторые фразы, произнесенные невзначай, откладываются в памяти и плохо отражаются на представлении об учебе:
- «в школе никто нянчиться с тобой не будет»;
- «с такими знаниями не возьмут в первый класс»;
- «все будут над тобой смеяться» и аналогичные слова.
Ребенок не готов к школе – что делать?
Если предварительные тесты показали отсутствие необходимого уровня знаний, физического или психоэмоционального развития для поступления в первый класс, следует немедленно начать справляться с этими трудностями. Любые имеющиеся проблемы можно решить с помощью индивидуальных занятий с малышом, имитирующих школьное обучение. Педагоги и детские психотерапевты советуют:
- Приучить ребенка к постоянному режиму дня.
- Чаще хвалить его, не наказывать за неудачи и не сравнивать (негативно) с другими.
- Ежедневно осваивать новые знания вместе, желательно в игровой форме.
- Поддерживать малыша в разных начинаниях, помогать ему в выборе хобби.
- Уделять время физической активности.
- Предоставлять свободу действий (в разумных пределах) для развития самостоятельности, индивидуальной ответственности.
- Рассказать смешные и добрые истории из собственного школьного детства.
- Объяснить, какие преимущества получит ребенок, когда станет первоклассником.
- Купить личные принадлежности для письма и рисования. Организовать малышу индивидуальное рабочее место (парта или стол, стульчик).
- При необходимости обратиться к узкопрофильным специалистам (психолог, логопед и другие).