Метрополитен города Лилль
Построить метрополитен в городе Лилль задумали еще в 60-х гг., и уже в 1983 г. Франсуа Миттеран собственноручно перерезал ленточку на его первой станции. Сегодня сеть состоит из 60 станций и протянулась на 45 км – это самое крупное провинциальное метро во Франции.
История
На первый взгляд, идея построить метрополитен в Лилле кажется странной – город не такой уж и большой, всего на 250 тыс. человек. Однако, метро задумывалось, в первую очередь, как общественный транспорт для жителей агломерации, население которой доходит до 1,2 млн человек. У них была крайне нестабильная автобусная связь с Лиллем, в то время как центр самого города был перегружен трафиком. Профессору местного факультета наук, Роберту Габиллару была поручена разработка новой системы общественного транспорта, и к 1971 г. он получил патент на систему VAL (Villeneuve d'Ascq-Lille) – полностью автоматизированную и беспилотную. Строительные работы начались в 1977 г. и продолжались шесть лет – не такой большой срок, учитывая, что в проекте было несколько тоннелей и виадуков. 25 апреля 1983 г. первые 40 тыс. жителей Лилля проехались на новом метро, а уже через 10 месяцев эта цифра перевалила за 10 млн. Сегодня ею пользуются 112 млн пассажиров в год.
Система метрополитена города Лилль
Структура метро состоит из двух линий: красная – длинная, желтая – покороче. Первая обслуживает, в основном, пригороды, вторая – сам город Лилль. Они пересекаются только на двух станциях – Gare Lille-Flandres и Porte des Postes. Красная ветка уходит далеко на северо-восток до пригорода Туркуэн, с конечной станцией CH Dron (это совсем рядом с бельгийской границей), а начинается в коммуне Ломм на юго-западе, со станции Saint-Philibert. По пути следования поезд проходит несколько тоннелей и мостов. Жёлтая ветка ведет от станции Eurasanté, которая находится у университетской больницы, до станции Quatre Cantons - Stade Pierre-Mauroy, рядом с которой расположен городской стадион. Интересно, что основная часть маршрутов проходит на открытом воздухе. Все станции имеют платформенные раздвижные двери.
Архитектура
Все станции метрополитена города Лилль внешне выглядят по-разному. Либо они наземные, и в таком случае накрыты стеклянным колпаком-павильоном (Triolo, Villeneuve-d'Ascq - Hôtel de Ville) или представляют собой каменное здание со стеклянными поверхностями (Square Flandres, Mons Town Hall), либо подземные – и входы в такие станции не так заметны. Хотя метро совсем молодое (последние станции запустились в 2015 г.), к его оформлению подошли с фантазией, привлекая местных художников, которые создавали свои творения специально для украшения станций. Одни из самых заметных в этом плане платформ – Fives и Rihour Лозуа, здесь Мишель Деган в полной мере раскрыл свой талант, оформляя настенные фрески. Villeneuve-d'Ascq - Hôtel de Ville доверили украсить художнице Брижит Денойель, и она превзошла саму себя, создавая терракотовые и зеркальные панели. Для станции République - Beaux-Arts местный мастер Жиль Неве несколько лет трудился над созданием копий скульптур из Лилльского музея изящных искусств. Одно из творений даже стало победителем национального конкурса – это фантастическая фреска Жана Патту со станции Gare Lille-Europe. Она занимает целых три стены и площадь 900 кв. м.
Поездки
Метро Лилля работает каждый день в году, кроме 1 мая. С понедельника по субботу обслуживание начинается примерно в 5:10, а по воскресеньям первые поезда стартуют в 6:20. Метро закрывается в 24:00. Стоимость разового билета составляет $2. Он действителен в течение 1 часа на всей сети метро, автобусов и трамваев. Также есть 2-дневный абонемент ($9) и 3-дневный абонемент ($12). Стоек персонала в метрополитене города Лилль нет, все проездные покупаются в специальных терминалах.