Педагогическая психология – что это такое, что изучает, связь с другими науками, история становления

Педагогическая психология – что это такое, что изучает, связь с другими науками, история становления

Обучению многие люди посвящают практически всю свою жизнь. Начинается все с садика, затем идет школа, университет. Не стоит забывать о множестве курсов, которыми человек может пользоваться в течение жизни, получая новые знания. Педагогическая психология позволяет изучить многие моменты, связанные с воспитанием, обучением, развитием и так далее.

Что такое педагогическая психология?

Под этим термином понимают раздел психологии, который занимается изучением разных методов обучения и воспитания, повышающих результативность выполнения образовательных задач, мер педагогики и так далее. Есть и другое название этой отрасли – психология образования. Она имеет тесную связь с педагогикой, психофизиологией и другими науками. Объект педагогической психологии – это та область действительности, которую изучает наука в данный момент.

Что изучает педагогическая психология?

Основная цель этого самостоятельного направления – изучить закономерности, основные механизмы и особенности развития личности. Предмет педагогической психологии – явления и законы развития, связанные с обучением. Кроме этого, изучаются подходы, используемые преподавателями, а еще восприятие учащимися новых знаний. Что касается субъекта образовательного процесса, то сюда можно отнести школьников, студентов, преподавателей и так далее.

Связь педагогической психологии с другими науками

Эта область обширная и она взаимодействует с другими направлениями. Педагогическая отрасль психологии включает вопросы, которые интересуют ученых в течение многих лет. Чтобы эта наука развивалась, и можно было получать необходимую информацию, важна связь с такими направлениями: социологией, философией, педагогикой, анатомией, физиологией и другими.

В чем отличие педагогической психологии от педагогики?

Чтобы понять существующую разницу, необходимо рассмотреть предмет изучения обоих направлений. Если говорить отдельно, то педагогическая психология – это данные, закономерности и механизмы обучения и воспитания. Шире о предмете изучения было сказано выше. Объектом изучения в педагогике является человек, который развивается, проходя разные этапы воспитания. Эта наука исследует ряд проблем:

  • определение методов воспитания;
  • разработка содержания воспитания;
  • выделение целей воспитания.

История становления педагогической психологии

Выделение и развитие этой отрасли, как отдельного направления происходило не сразу. Можно отметить основные этапы становления педагогической психологии:

  1. Первый общедидактический этап. Началось все с произведения «Великая дидактика», написанная Я.А. Коменским в 1632 г. Им была предложено сделать отдельную систему школ, где можно было бы получить хорошее образование. Он помог сформировать ряд принципов воспитания, разработать концепцию классно-урочного образования.
  2. Второй этап продолжался с конца 19 и длился до 20 ст. Во время этого происходит становление педагогической психологии, как отдельной отрасли. Среди самых важных ученых для этого этапа можно выделить Выготского и Каптерева.
  3. Третий этап приходится на время образования большого количества приемов обучения. На это повлияли такие ученые: Оконь, Ланда и другие.
История становления педагогической психологии

Педагогическая психология – особенности

Как и у любой другой науки основы педагогической психологии формировались не одно столетие. Она имеет свои отдельные принципы, функции, структуру и другие характеристики, позволяющие получить полную информацию об объекте и предмете изучения. Стоит заметить, что педагогическая психология меняется и подстраивается под изменения способностей мира к образованию и воспитанию.

Принципы педагогической психологии

Для лучшего понимания этой отрасли следует ознакомиться с основными принципами:

  1. Социальной целесообразности. Педагогическая психология – это наука, учитывающая социальные нормы, принятые в системе образования. Сейчас цель – воспитать самостоятельную и независимую личность, которая способна реализоваться и развиваться в современном обществе.
  2. Единства теории и практики. Для этого задаются тремя вопросами: зачем (для чего нужны новые психологические знания), что (основная цель психологического воздействия) и как (оценка эффективность применения техник).
  3. Развития. Педагогическая психология применяется для становления и развития участников процесса образования, который включает рост и созревание, формирование и преобразование.
  4. Детерминации. Помогает установить связь между объектом изучения с событиями и отношениями, которые могут происходить в его жизни до или после начала исследования. Благодаря чему можно будет делать прогноз его дальнейшего поведения в определенных условиях.
  5. Системности. В этой области участники изучаются на разных уровнях: индивидуальном, социальном и духовном. Состав этой системы помогает провести качественный анализ взаимоотношений.
Принципы педагогической психологии

Функции педагогической психологии

Эта наука выполняет ряд важных функций:

  1. Изучение и предоставление массам информации, связанной с основными законами и механизмами воздействия, направленными на обучение и воспитание.
  2. Педагогическая психология как наука определяет механизмы и законы освоения социально-культурного опыта ребенка, и дальнейшее их сохранение и применение в разных ситуациях.
  3. Проведение психологического анализа организационных процессов и управления учебно-познавательной деятельностью.
  4. Изучение основ психологии, связанных с педагогической деятельностью и организацией детского коллектива.
  5. Разработка новых способов обучения и воспитания.

Структура педагогической психологии

Чтобы понять существующую структуру этой отрасли, стоит выделить основные разделы:

  1. Психология воспитания. Изучает существующие закономерности образования мировоззрения, убеждений, норм, принципов и так далее. Происходит это в период воспитания и обучения в школе.
  2. Психология обучения. Разделы педагогической психологии включают и обучение, подразумевающее рассматривание процесса получения и усвоения знаний, умений, навыков. Происходит разработка методов, позволяющих определить качество и уровень усвоения полученной информации.
  3. Психология учителя. Изучает психологическую устойчивость преподавателя, его способность передавать знания, определять и раскрывать творческий потенциал.
Структура педагогической психологии

Задачи педагогической психологии

Эта наука способна решить многие вопросы. Цель педагогической психологии можно понять, разобрав пять основных задач:

  • комплексный подход к изучению психологии учеников;
  • выбор материалов для обучения с психологическим обоснованием;
  • формирование методов обучения и воспитания, их психологическое одобрение;
  • изучение особенностей психики в профессиональной работе учителя;
  • разработка вопросов, касающихся педагогики.
Задачи педагогической психологии

Категории педагогической психологии

Эта наука использует следующие категории:

  1. Обучение. Здесь подразумевается передача знаний от учителя к ученику. Важно, чтобы информация была правильно воспринята, понята, закреплена и реализована на практике.
  2. Воспитание. Основные категории педагогической психологии включают формирование общественно важных потребностей. Стоит отметить, что воспитание больше обращается к подсознанию. Оно предполагает не только изучение норм поведения, но и превращение их в некий регулятор совершаемых поступков и действий.
  3. Знания. Это некий набор опыта, который является фиксированным в знаках, символах, изображениях. К параметрам знаний можно отнести полноту, оперативность, глубину, системность, гибкость и другие.
  4. Умение. Критерий указывает на способность человека к результативному выполнению конкретной деятельности, используя при этом накопленные знания. При помощи умения применять знания в новых условиях происходит осмысление той или иной информации. Человек может ставить цель, строить планы, регулировать процесс.
  5. Навык. Здесь подразумевают способность выполнять действие на автомате без пристального контроля каждого этапа. Наука выделяет разные группы навыков: чувственные, умственные, двигательные.

Методы исследования педагогической психологии

Для развития этой отрасли и получения необходимых знаний, используются разные методы педагогической психологии:

  1. Наблюдение. Используется, чтобы изучить деятельность учеников и учителей. Чтобы получить необходимую информацию, необходимо соблюдать ряд правил: нельзя говорить об исследовании и вмешиваться в процесс. Полученные данные заносятся в дневник, при необходимости проводят съемку.
  2. Тестирование. Для получения информации предварительно составляют вопросы. Обязательно есть система стимулов, чтобы испытуемый давал реакцию. Полученные данные тщательно изучаются.
  3. Анкетирование. Эти подходы в педагогической психологии включают набор текстов, на которые испытуемый дает письменный ответ. В итоге исследователи получают информацию о личности в целом, конкретных навыках и способностях.
  4. Беседа. Педагогическая психология использует устный опрос, который проводят в свободной форме. Важно при беседе задавать общие вопросы, чтобы создать хорошую атмосферу и расположить собеседника.
  5. Эксперимент. Для этого метода создаются определенные условия, исследователи вторгаются в обычную жизнь и используют разные раздражители. В некоторых экспериментах применяется лабораторное оборудование.
Методы исследования педагогической психологии

Проблемы педагогической психологии

Перед этой областью науки стоят не только задачи, но и основные проблемы педагогической психологии:

  • соотношение обучения, развития и воспитания;
  • учет разных этапов развития в обучении;
  • одаренности детей;
  • разработка методик обучения;
  • педагогическая запущенность;
  • готовность детей к обучению.
Проблемы педагогической психологии

Книги по педагогической психологии

Чтобы еще лучше разобраться в этой теме, рекомендуется ознакомиться с полезной литературой:

  1. «На стороне ребенка» Ф.Дольто. В этой книге раскрывается психология педагогической деятельности. Можно прочитать глубокие и всесторонние исследования личности ребенка. Автор поможет избавиться от привычных стереотипов и увидеть многогранный мир детей.
  2. «Как любить ребенка» Я.Корчак. Эту книгу многие считают энциклопедией по воспитанию достойного человека, начиная с грудного и до подросткового возраста. Автор пишет простым языком, давая четкие рекомендации.
  3. «Не сажайте детей в холодильник» С.Биддалф. Эта книга для родителей, которые хотят научиться понимать своего ребенка, чтобы воспитать счастливого человека.
  4. «Наказание наградной» А.Кон. Книга объясняет, как различные поощрения и награды в детстве могут сыграть с ребенком злую шутку. Автор рассказывает губительность подхода, подразумевающего «сделай это – и получишь то».
 
Статьи по теме:
Юридическая психология – что это такое, что изучает, для чего нужна, история развития, современные направления
Полезно знать, что такое юридическая психология, какие аспекты нашей жизни она изучает и как связана с законом. Выясним историю развития и современные направления науки, основные задачи и методы, которые находятся в основе дисциплины.
Социальная психология – что это такое, что изучает, история, категории, структура, принципы и задачи
Социальная психология – наука, которая получила свой официальный статус не очень давно, но столетиями развивается вместе с социумом. Выясним, каковы ее принципы и функции, на какие категории делится. Узнаем интересные книги от гуру самоанализа.
16 типов личностей в психологии – Искатель, Посредник, Энтузиаст, Аналитик, Наставник, Инспектор
Зная, какие есть 16 типов личностей в психологии, можно получить о человеке много интересной информации, касающейся их поведения и характера. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные черты, создающие общий образ.
Как бороться с выгоранием и стрессом: 5 важных книг
Выгорание — это не просто усталость. Это истощение ресурсов: физических и ментальных. А если к нему прибавить стресс, то любой, даже самый сильный организм может не выдержать нагрузки. Шеф-редактор издательства МИФ Светлана Мотылькова советует книги, которые помогут избежать или пережить выгорание.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник