Педагогическая психология – что это такое, что изучает, связь с другими науками, история становления
Обучению многие люди посвящают практически всю свою жизнь. Начинается все с садика, затем идет школа, университет. Не стоит забывать о множестве курсов, которыми человек может пользоваться в течение жизни, получая новые знания. Педагогическая психология позволяет изучить многие моменты, связанные с воспитанием, обучением, развитием и так далее.
Что такое педагогическая психология?
Под этим термином понимают раздел психологии, который занимается изучением разных методов обучения и воспитания, повышающих результативность выполнения образовательных задач, мер педагогики и так далее. Есть и другое название этой отрасли – психология образования. Она имеет тесную связь с педагогикой, психофизиологией и другими науками. Объект педагогической психологии – это та область действительности, которую изучает наука в данный момент.
Что изучает педагогическая психология?
Основная цель этого самостоятельного направления – изучить закономерности, основные механизмы и особенности развития личности. Предмет педагогической психологии – явления и законы развития, связанные с обучением. Кроме этого, изучаются подходы, используемые преподавателями, а еще восприятие учащимися новых знаний. Что касается субъекта образовательного процесса, то сюда можно отнести школьников, студентов, преподавателей и так далее.
Связь педагогической психологии с другими науками
Эта область обширная и она взаимодействует с другими направлениями. Педагогическая отрасль психологии включает вопросы, которые интересуют ученых в течение многих лет. Чтобы эта наука развивалась, и можно было получать необходимую информацию, важна связь с такими направлениями: социологией, философией, педагогикой, анатомией, физиологией и другими.
В чем отличие педагогической психологии от педагогики?
Чтобы понять существующую разницу, необходимо рассмотреть предмет изучения обоих направлений. Если говорить отдельно, то педагогическая психология – это данные, закономерности и механизмы обучения и воспитания. Шире о предмете изучения было сказано выше. Объектом изучения в педагогике является человек, который развивается, проходя разные этапы воспитания. Эта наука исследует ряд проблем:
- определение методов воспитания;
- разработка содержания воспитания;
- выделение целей воспитания.
История становления педагогической психологии
Выделение и развитие этой отрасли, как отдельного направления происходило не сразу. Можно отметить основные этапы становления педагогической психологии:
- Первый общедидактический этап. Началось все с произведения «Великая дидактика», написанная Я.А. Коменским в 1632 г. Им была предложено сделать отдельную систему школ, где можно было бы получить хорошее образование. Он помог сформировать ряд принципов воспитания, разработать концепцию классно-урочного образования.
- Второй этап продолжался с конца 19 и длился до 20 ст. Во время этого происходит становление педагогической психологии, как отдельной отрасли. Среди самых важных ученых для этого этапа можно выделить Выготского и Каптерева.
- Третий этап приходится на время образования большого количества приемов обучения. На это повлияли такие ученые: Оконь, Ланда и другие.
Педагогическая психология – особенности
Как и у любой другой науки основы педагогической психологии формировались не одно столетие. Она имеет свои отдельные принципы, функции, структуру и другие характеристики, позволяющие получить полную информацию об объекте и предмете изучения. Стоит заметить, что педагогическая психология меняется и подстраивается под изменения способностей мира к образованию и воспитанию.
Принципы педагогической психологии
Для лучшего понимания этой отрасли следует ознакомиться с основными принципами:
- Социальной целесообразности. Педагогическая психология – это наука, учитывающая социальные нормы, принятые в системе образования. Сейчас цель – воспитать самостоятельную и независимую личность, которая способна реализоваться и развиваться в современном обществе.
- Единства теории и практики. Для этого задаются тремя вопросами: зачем (для чего нужны новые психологические знания), что (основная цель психологического воздействия) и как (оценка эффективность применения техник).
- Развития. Педагогическая психология применяется для становления и развития участников процесса образования, который включает рост и созревание, формирование и преобразование.
- Детерминации. Помогает установить связь между объектом изучения с событиями и отношениями, которые могут происходить в его жизни до или после начала исследования. Благодаря чему можно будет делать прогноз его дальнейшего поведения в определенных условиях.
- Системности. В этой области участники изучаются на разных уровнях: индивидуальном, социальном и духовном. Состав этой системы помогает провести качественный анализ взаимоотношений.
Функции педагогической психологии
Эта наука выполняет ряд важных функций:
- Изучение и предоставление массам информации, связанной с основными законами и механизмами воздействия, направленными на обучение и воспитание.
- Педагогическая психология как наука определяет механизмы и законы освоения социально-культурного опыта ребенка, и дальнейшее их сохранение и применение в разных ситуациях.
- Проведение психологического анализа организационных процессов и управления учебно-познавательной деятельностью.
- Изучение основ психологии, связанных с педагогической деятельностью и организацией детского коллектива.
- Разработка новых способов обучения и воспитания.
Структура педагогической психологии
Чтобы понять существующую структуру этой отрасли, стоит выделить основные разделы:
- Психология воспитания. Изучает существующие закономерности образования мировоззрения, убеждений, норм, принципов и так далее. Происходит это в период воспитания и обучения в школе.
- Психология обучения. Разделы педагогической психологии включают и обучение, подразумевающее рассматривание процесса получения и усвоения знаний, умений, навыков. Происходит разработка методов, позволяющих определить качество и уровень усвоения полученной информации.
- Психология учителя. Изучает психологическую устойчивость преподавателя, его способность передавать знания, определять и раскрывать творческий потенциал.
Задачи педагогической психологии
Эта наука способна решить многие вопросы. Цель педагогической психологии можно понять, разобрав пять основных задач:
- комплексный подход к изучению психологии учеников;
- выбор материалов для обучения с психологическим обоснованием;
- формирование методов обучения и воспитания, их психологическое одобрение;
- изучение особенностей психики в профессиональной работе учителя;
- разработка вопросов, касающихся педагогики.
Категории педагогической психологии
Эта наука использует следующие категории:
- Обучение. Здесь подразумевается передача знаний от учителя к ученику. Важно, чтобы информация была правильно воспринята, понята, закреплена и реализована на практике.
- Воспитание. Основные категории педагогической психологии включают формирование общественно важных потребностей. Стоит отметить, что воспитание больше обращается к подсознанию. Оно предполагает не только изучение норм поведения, но и превращение их в некий регулятор совершаемых поступков и действий.
- Знания. Это некий набор опыта, который является фиксированным в знаках, символах, изображениях. К параметрам знаний можно отнести полноту, оперативность, глубину, системность, гибкость и другие.
- Умение. Критерий указывает на способность человека к результативному выполнению конкретной деятельности, используя при этом накопленные знания. При помощи умения применять знания в новых условиях происходит осмысление той или иной информации. Человек может ставить цель, строить планы, регулировать процесс.
- Навык. Здесь подразумевают способность выполнять действие на автомате без пристального контроля каждого этапа. Наука выделяет разные группы навыков: чувственные, умственные, двигательные.
Методы исследования педагогической психологии
Для развития этой отрасли и получения необходимых знаний, используются разные методы педагогической психологии:
- Наблюдение. Используется, чтобы изучить деятельность учеников и учителей. Чтобы получить необходимую информацию, необходимо соблюдать ряд правил: нельзя говорить об исследовании и вмешиваться в процесс. Полученные данные заносятся в дневник, при необходимости проводят съемку.
- Тестирование. Для получения информации предварительно составляют вопросы. Обязательно есть система стимулов, чтобы испытуемый давал реакцию. Полученные данные тщательно изучаются.
- Анкетирование. Эти подходы в педагогической психологии включают набор текстов, на которые испытуемый дает письменный ответ. В итоге исследователи получают информацию о личности в целом, конкретных навыках и способностях.
- Беседа. Педагогическая психология использует устный опрос, который проводят в свободной форме. Важно при беседе задавать общие вопросы, чтобы создать хорошую атмосферу и расположить собеседника.
- Эксперимент. Для этого метода создаются определенные условия, исследователи вторгаются в обычную жизнь и используют разные раздражители. В некоторых экспериментах применяется лабораторное оборудование.
Проблемы педагогической психологии
Перед этой областью науки стоят не только задачи, но и основные проблемы педагогической психологии:
- соотношение обучения, развития и воспитания;
- учет разных этапов развития в обучении;
- одаренности детей;
- разработка методик обучения;
- педагогическая запущенность;
- готовность детей к обучению.
Книги по педагогической психологии
Чтобы еще лучше разобраться в этой теме, рекомендуется ознакомиться с полезной литературой:
- «На стороне ребенка» Ф.Дольто. В этой книге раскрывается психология педагогической деятельности. Можно прочитать глубокие и всесторонние исследования личности ребенка. Автор поможет избавиться от привычных стереотипов и увидеть многогранный мир детей.
- «Как любить ребенка» Я.Корчак. Эту книгу многие считают энциклопедией по воспитанию достойного человека, начиная с грудного и до подросткового возраста. Автор пишет простым языком, давая четкие рекомендации.
- «Не сажайте детей в холодильник» С.Биддалф. Эта книга для родителей, которые хотят научиться понимать своего ребенка, чтобы воспитать счастливого человека.
- «Наказание наградной» А.Кон. Книга объясняет, как различные поощрения и награды в детстве могут сыграть с ребенком злую шутку. Автор рассказывает губительность подхода, подразумевающего «сделай это – и получишь то».