9 фильмов, предсказывающих экологическую катастрофу

Климатическая катастрофа неизбежна. Об этом говорят не только документальные и познавательные фильмы, но и популярное развлекательное кино. Ее “анонсы” уже появлялись в более старых постановках, таких как «Бегущий по лезвию» и «Матрица».

В наши дни экологическое сознание растет, и тема апокалипсиса, вызванного разрушением окружающей среды, довольно часто используется в фильмах. «Геошторм», «Безумный Макс: Дорога ярости» и другие современные постановки - это не только кино о катастрофах, завоевывающее кассовые сборы или боевики с элементами научной фантастики. Это кинокартины, которые можно рассматривать как предупреждение об изменении климата и связанными с ним последствиями: нехватка воды, неблагоприятный климат, загрязнение окружающей среды, резко снижающие качество жизни людей.

Однако картины экологической катастрофы характерны не только для современных производств. Они также появляются в качестве побочных сюжетов в старых фильмах.

1. «Метрополис»

Метрополис

Классика научной фантастики периода немого кино - «Метрополис» Фрица Ланга - захватывающее видение будущего, снятое в 1927 году. В то время как фильм фокусируется на экономическом неравенстве и опасностях изобретения роботов, фоном для действия является мир без флоры и фауны. События происходят в подвале, где работают рабочие, или на застроенных поверхностях, на которых трудно найти следы природы. Природа была порабощена человеком, который создал искусственный, механизированный мир, полный эксплуатации и социальной несправедливости. Неестественный характер окружения выражается в бесчеловечном поведении некоторых персонажей. Фриц Ланг предупреждает, что реальность, в которой приоритет отдается прибыли и стремлению к прогрессу любой ценой, не может работать эффективно. Интересно, что режиссера, вероятно, вдохновила русскоязычная постановка «Аэлиты» 1924 года режиссера Якова Протазанова. Действие фильма происходит, в частности, в послевоенной Советской России, также страдающей от экономического неравенства (злые «буржуа» воруют сахар у рабочих), а кадры были сняты, чтобы подчеркнуть урбанизацию.

2. «Бегущий по лезвию»

Бегущий по лезвию

«Метрополис» стал вдохновением для еще одной классики жанра – «Бегущий по лезвию». В 1982 году Ридли Скотт создал видение мегаполиса 2019 года, полного смога, тумана, загрязнений, без каких-либо природных территорий. Начальные сцены столь же прекрасны, сколь и устрашающи, к тому же удивительно современны. Лос-Анджелес ночью освещен пламенем, исходящим из огромных заводских дымоходов. Искусственный свет льется из окон бетонных и стальных небоскребов, летательных аппаратов и огромных неоновых рекламных объявлений. Технологии покорили не только погруженный в грязь мегаполис, но и всю планету. Экологически загрязненный мир клонится к закату, и даже роботы оказываются более человечными, чем люди.

3. «Матрица»

Матрица

Утрата связи с природой и потерянность между реальным и искусственно созданным и виртуальным - важные темы в другой классике жанра, а именно в «Матрице» братьев и сестер Вачовски. В фильме наука обернулась против изобретателей. Мир был захвачен роботами, которые первоначально черпали энергию из солнечного света, но после того, как небо затянуло густым смогом, все изменилось. Люди, подключенные к системе сбора энергии, живут в компьютерной симуляции или в Матрице. В реальном мире нет растений или животных, о существовании которых большинство людей не подозревает. Химическая обработка и модификация продуктов питания достигли своего апогея - освобожденные люди питаются искусственным месивом, полным белков, синтетических минералов и витаминов, а питательные вещества передается внутривенно.

4. «Секс-миссия»

Секс-миссия

Еще до Первой мировой войны общество опасалось ядерных атак. После трагедий в Хиросиме и Нагасаки и послевоенной гонки вооружений страх перед созданием оружия, способного уничтожить человечество, вырос. Интересное видение общества, живущего в страхе перед радиацией, представлено в культовой польской комедии «Секс-миссия» 1983 года режиссера Юлиуша Махульского. Хотя фактического заражения не произошло, общество (почти) без мужчин живет под землей. Им правит деспотическая Ее Превосходительство, которая скрывает правду о жизни на поверхности, чтобы осуществлять неограниченный контроль над женским сообществом. Хотя экологическая нить играет в этом фильме второстепенную или даже третью роль, сюжет Махульского с юмором показывает, как состояние окружающей среды может стать разменной монетой в борьбе за сохранение власти. А знание о состоянии природы может изменить баланс сил и привести к революции.

5. «На следующий день»

На следующий день

В том же году, что и «Секс-миссия», был снят фильм «На следующий день», режиссер Николас Мейер, создатель, особенно известный поклонникам последующих частей «Звездного пути» (художник отвечает за вторую, четвертую и шестую части цикла). После ядерного взрыва в мире царит хаос. Разрушены города, а вместе с ними и их источники энергии - ни электричество, ни новые технологии не работают. Выжившие страдают лучевой болезнью и массово умирают. Цивилизация уничтожена руками человека.

6. «Зелёный сойлент»

Зелёный сойлент

В истории кинематографа есть и фильмы, предсказывающие последствия экологической катастрофы, вызванной не столько ядерным взрывом, сколько последовательной деятельностью человека, разрушающей природу. К ним относится фильм 1973 года «Зелёный сойлент» режиссера Ричарда Флейшера (известного своими фантастическими фильмами с Арнольдом Шварценеггером в актерском составе). В 1920-х годах Нью-Йорк с населением в 40 миллионов человек страдает от голода, вызванного экологической катастрофой. Чтобы выжить в мире бедности и несправедливости, люди борются за еду, производимую только одной корпорацией. Хотя фильм уже изрядно забыт, но стоит обратить на него внимание благодаря очень интересной и острой критике расширения пределов потребления. В одной из финальных сцен оказывается, что зеленая среда сделана из человеческих останков. Зритель не знает ответа на вопрос, имеет ли это значение для умирающего от голода общества. Ностальгический посыл фильма усиливается прощальной ролью Эдварда Г. Робинсона, борющегося с раком. Актер скончался через 10 дней после того, как покинул съемочную площадку. Крик главного героя, наблюдающего за уходом друга, также приобретает закулисное значение.

7. «Дитя человеческое»

Дитя человеческое

Согласно видению Альфонса Куарона, вмешательство человека в природу и проведение химических экспериментов с широким спектром воздействия может привести к бесплодию человечества. Режиссер фильма «Дитя человеческое» 2006 года представил общество 2021 года, которое по неизвестным причинам (но связано с прогрессом цивилизации, вероятно, из-за генетических экспериментов или загрязнения окружающей среды) утратило способность к воспроизводству. Человеческой расе грозит вымирание, мир погружается в хаос и безысходность. Внимание зрителя привлекают кадры серых, грязных улиц, полных мешков с мусором, и клаустрофобных, захудалых помещений.

8. «Послезавтра»

Послезавтра

Научно достоверным результатом экологической катастрофы может стать радикальное похолодание климата и наступление следующего ледникового периода. Раньше такое видение было представлено Джун Хо Бонгом в фильме 2013 года «Сквозь снег», известным своими видениями катастроф («День независимости», «2012»). Роланд Эммерих в 2004 году поставил «Послезавтра» . Глобальное потепление ослабило Североатлантическое течение, и фрагмент ледникового покрова отрывается от Антарктиды. На Земле начинается череда погодных аномалий - сильные штормы, ливни, приводящие к наводнениям, ураганы, гигантский град, метели. В Нью-Йорке наблюдается резкое падение температуры, знаменующее наступление следующего ледникового периода. Политические темы играют важную роль в фильме, особенно безразличие и безжалостность политиков, которые игнорируют угрозу и заботятся в основном о своих интересах. Звучит на удивление знакомо. Последствия таяния ледников также показаны в «Водном мире» 1995 года с Кевином Костнером. В фильме, снятом известным актером, Земля покрыта огромным океаном, а главные герои пытаются найти материк.

9. «Делай ноги»

Делай ноги

Тема экологической катастрофы появляется и в сказках. Обе части «Делай ноги» показывают вредное влияние человека на окружающую среду. Человек - угроза для пингвинов, в первой части - прямая, во второй Джордж Миллер подчеркнул экологическую катастрофу. В мультфильме показаны нефтяные пятна на море и тающие ледники.

Есть и другие мультипликационные фильмы, затрагивающие эту тему:

  1. В «В поисках Немо» рыба живет в опасности, а по красивому океану дрейфует мусор.
  2. В «Валл-и» мир тонет в мусоре.
  3. В оскароносном «Остров собак» феноменальный Уэс Андерс, который несколькими годами ранее критиковал охотников.
  4. "Бесподобный мистер Фокс", показывает острова, превращенные в огромные свалки.
  5. «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» представляют собой климатические аномалии.
  6. К классике жанра аниме относится «Принцесса Мононоке», в которой также присутствует тема загрязнения окружающей среды.

Проэкологические сюжеты в мультах появляются более или менее прямо, так же, как и в нежанровых фильмах. От проницательности получателя зависит, сколько таких отсылок он прочтет. Современное состояние окружающей среды делает нас все более внимательными к ним. Сходство между образами будущего, изображенными в классике, и современностью, бывает поразительным.

 
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник