Динамика конфликта

динамика конфликта

Как бы ни рассказывали люди, что мечтают о мире, но повод для ссор все равно находится. А в конфликтах интерес представляют не только их причины, но и динамика развития. Надо заметить, что предпосылки к развитию противоречий могут быть самыми разными, но каждая ситуация проходит примерно одинаковые этапы, о которых стоит поговорить более подробно.

Причины конфликтов

Грубо говоря, причиной любого противостояния является ограниченность возможностей в удовлетворении претензий сторон. Если рассмотреть более подробно, то можно выделить следующие группы:

  • неравное положение людей;
  • несовпадение поступков и ожиданий;
  • разность взглядов;
  • недостаток информации;
  • логические ошибки, недопонимание в процессе общения;
  • неверное представление о реальности.

Любопытно, что по мере разворачивания конфликтной ситуации причины могут меняться на абсолютно противоположные тем, которые послужили началом противоречий.

Динамика развития межличностного конфликта

Припомните любую ссору, у каждой из них вы сможете выделить три основных этапа динамики развития: начало, сам конфликт и завершение. Давайте рассмотрим процесс изменения конфликтной ситуации более подробно.

1. Предконфликтная ситуация. В это время происходит формирование и обострение противоречий. Пока факты, которые приводят к противостоянию, скрыты и не могут быть обнаружены. Любопытно, что будущие участники конфликта пока не видят нарастающего напряжения и не осознают его последствий. На этом этапе еще есть реальная возможность разойтись «миром». Но произойдет это только при адекватной оценке сторонами истинных причин конфликта. В противном случае разрешение спорной ситуации затянется.

Открытый конфликт, о его начале говорят, если противоречия достигли периода зрелости, когда их стало невозможно игнорировать. Здесь можно выделить две стадии динамики протекания межличностного конфликта: инцидент и эскалация.

Инцидент является механизмом, который инициирует начало открытого противостояния. В этот момент уже произошло разделение сторон, но пока реальные силы оппонента неясны. Поэтому пока проводится сбор информации, активные действия не предпринимаются, оставляя возможность мирного разрешения противоречий.

Эскалацией называют стадию «боевых действий», когда противоречия максимально обострились, и наступило время мобилизации всех имеющихся ресурсов. Здесь очень часто эмоции сменяют разум, поэтому мирное разрешение конфликта является очень затруднительным. Могут возникать новые причины и амбиции, которых не было в начале конфликтной ситуации. Поэтому говорят о ее неуправляемом и спонтанном характере.

2. Завершение конфликта. Этап наступает при ослаблении сторон (одной или обеих), понимании бесперспективности продолжения противоборства, явном превосходстве одного противника, а также в случае невозможности вести дальнейшее противоборство из-за исчерпания ресурсов. динамика развития конфликтаТакже прекратить конфликт может третья сторона, имеющая такую возможность. Процедура завершения спора может носить мирный или насильственный характер, быть конструктивной или деструктивной.

3. Постконфликтная ситуация. После ссоры наступает период избавления от видов напряженности и нормализация отношений, нужных для дальнейшего сотрудничества.

Надо заметить, что хоть этапы конфликта и известны, определить время протекания каждого невозможно. Так как это будет зависеть от множества факторов: способности адекватно понимать причины конфликта, умения и желания поиска компромисса, достаточности ресурсов.
 
Статьи по теме:
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
В этой статье мы расскажем о стратегиях поведения в конфликтной ситуации, которые на сегодняшний день являются основополагающими и знание которых позволяет избегать многих негативных моментов конфликта.
Эгоистичное поведение
К сожалению, мы сталкиваемся с эгоистичным поведением достаточно часто. Эта статья расскажет о возможных причинах эгоизма и признаках эгоистичного поведения.
Как вести себя в конфликте?
Конфликтные ситуации нас сопровождают на протяжении всей жизни, поэтому знания, как правильно вести себя в конфликте будут полезны абсолютно всем.
Речевое поведение
Общение играет одну из самых первостепенных ролей во взаимодействии между людьми и направлено на обмен информацией. Главный инструмент общения - речь, и важно понимать и использовать особенности и инструменты речевого поведения, о которых расскажет эта статья.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник